Четверг , 25 апреля 2024

Что такое фрикцион на катушке

Что такое фрикцион на катушке фрикцион

Современная рыболовная катушка – это сложное устройство, при изготовлении которого используются инновационные материалы и передовые инженерные решения. Особенно ярко сия высокотехнологичность заметна при ближайшем рассмотрении хороших безынерционных и мультипликаторных катушек. Все устройство сегодня мы рассматривать не будем, сосредоточимся на том, что такое фрикцион и зачем он установлен на катушке.

Начинающему рыболову предназначение этого механизма не слишком понятно: многие и правильно пользоваться им не умеют. Но столь дилетантское отношение к фрикциону может обернуться серьезными неприятностями: от ухода трофейного экземпляра до поломки снасти. А это значит, что при подготовке к рыбалке стоит обратить внимание на надежность и правильную настройку этого механизма.

Содержание

  1. Роль фрикционного тормоза
  2. Виды фрикционов для безынерционок
  3. Фрикционы для мультипликаторных катушек
  4. Немного о байтраннере
  5. Регулировка фрикциона на безынерционке
  6. Советы начинающим

Роль фрикционного тормоза

При подготовке фидерной или спиннинговой снасти особое внимание обращают на соответствие параметров: характеристик удилища, лески и катушки. Если поставить на слабое удилище излишне крепкую леску, оно может попросту сломаться.

Смотрим на разрывную нагрузку лески. Допустим, она равна 5 килограммов. Однако при поимке трофея весом в 5 кг он нагружает леску значительно сильнее, причем рывками, да еще и в заросли заплыть может. Это значит, что удилище испытывает сильнейшие нагрузки, что может привести к его поломке. Если же поставить на снасть леску с меньшей разрывной нагрузкой, мощная рыба ее попросту разорвет и бесследно исчезнет, глумливо взмахнув хвостом.

Теперь разбираемся, для чего же нужен фрикцион. Грубо говоря, этот механизм призван гасить рывки рыбы. При правильной регулировке он не наглухо тормозит сход лески, а дает ей некоторый допуск. Леска пружинисто сходит под воздействием рывков, что при правильной настройке фрикциона дает возможность подсекать и вываживать солидные экземпляры с использованием максимально деликатной оснастки.

Срабатывание правильно настроенного фрикциона сигнализирует о приближении уровня нагрузки к максимально допустимому значению (если механизм настроен «под максимум»). При снижении нагрузки стравливание лески прекращается, катушка работает в обычном режиме подмотки и стопора заднего хода.

Виды фрикционов для безынерционок

Что такое фрикцион на катушке

Фрикционный тормоз – это механизм, применяющийся на безынерционных и мультипликаторных катушках. Вне зависимости от конструкции, он везде выполняет единственную функцию: защищать снасть при скорейшем изматывании мощной рыбы.

В зависимости от местоположения на безынерционных катушках выделяют передний и задний фрикционы.

Передний фрикцион – это классика жанра, устанавливающаяся преимущественно на скоростные «мясорубки». Они не рассчитаны на значительные нагрузки и предназначены преимущественно на добычу небольших и средних экземпляров с помощью деликатной оснастки и легких приманок.

Передний фрикцион представляет собой единое целое со шпулей, то есть и заменяется только вместе с ней, что увеличивает стоимость и время замены этих элементов. Регулировочный винт расположен впереди шпули. Катушки с передним фрикционом более легкие и чувствительные к настройке, что оправдывает их использование на лайтовых и ультралайтовых снастях.

На тяжелые спиннинги и фидеры ставят более мощные силовые «мясорубки» либо мультипликаторы, о которых мы поговорим чуть позже. Силовые катушки оснащают более надежными задними фрикционами. Они не дают столь точной настройки и существенно увеличивают вес катушек, но все искупается бескомпромиссной надежностью, устойчивостью регулировки и простотой смены шпули. Ручка регулировки располагается сзади корпуса.

В последнее время в продаже появились катушки, оснащенные и передним, и задним фрикционом. Они дороже обычных аналогов, но дают возможность эффективно вываживать экземпляры различной величины, переключая тормозные механизмы благодаря байтраннеру, о котором мы поговорим чуть позже.

Фрикционы для мультипликаторных катушек

Грамотная настройка фрикциона на мультипликаторе крайне важна, ведь эти катушки изначально заточены под трофейную ловлю, а значит – очень значительные нагрузки. Нужно учитывать, что они работают в единстве с иными тормозными системами, коих на хорошем мультипликаторе может насчитываться от четырех до шести.

Фрикционные тормоза для мультипликаторов куда более многообразны, но на поверку они оказываются реализацией одних и тех же принципов, просто под разными именами. Спасибо производителям за разнообразие!

В большинстве случаев, в основу конструкции положен набор тефлоновых (либо карбоновых) и стальных шайб с мягкими прокладками. При затягивании тормоза шайбы плотно зажимаются, давя на главную шестерню и стопоря леску – тут особого отличия с фрикционами «мясорубок» не наблюдается.

Однако в роли регулятора на мультипликаторах, как правило, выступает либо крыльчатая «звездочка», либо специальный рычаг (либо то и другое вместе). Фрикционы с рычагом дают более быструю настройку, которую можно регулировать в процессе вываживания очень крупных трофеев. Они используются преимущественно в троллинге.

Немного о байтраннере

Что такое фрикцион на катушке

Байтраннер – это механизм, устанавливающийся на силовых катушках-мясорубках с комбинированным фрикционом. Это очень полезная штука для всех видов рыбалки, где предполагается добыча крупного трофея, но ловля ведется пассивно.

Байтраннер актуален для пассивного фидера, русской донки, троллинга, дорожки и так далее – там, где удилища устанавливаются в стойки, а не находятся в руках рыболова. Особенно жалуют катушки с байтраннером карпятники: их ловля требует многочасового ожидания, зато уж трофеи так трофеи.

Механизм включения байтраннера имеет рычажок, расположенный на корпусе катушки. Он работает следующим образом:

  • Включением байтраннера мы активируем задний фрикцион, затянутый свободно, устанавливаем удилище на подставке и спокойно занимаемся своими делами.
  • В это время клюет крупный экземпляр, и слабо затянутый фрикцион отпускает леску. Если б не было байтраннера, трофей бы просто утащил удилище в водоем.
  • Вы слышите сигнализатор, подбегаете, делаете один оборот рукояти, тем самым передавая управление переднему фрикциону, настроенному на вываживание.

Байтраннер серьезно увеличивает не только стоимость, но и вес катушки, поэтому для ловли в заброс он без надобности.

Регулировка фрикциона на безынерционке

Прежде чем активно пользоваться фрикционом на рыбалке, необходимо правильно его настроить. Существует неисчислимое множество подходов к настройке этого механизма. Одни рыболовы затягивают его максимально крепко, дабы обеспечить эффективную подсечку, что оправдано, например при ловле судака с его твердым небом. Другие отпускают фрикцион свободно, чтобы гарантировать сверхдальний заброс и гарантированно застраховать снасть от поломок в случае зацепа. Все это – дело вкуса и опыта, нарабатывающегося годами.

Мы же остановимся на классическом варианте, предполагающем регулировку этого механизма в зависимости от разрывной нагрузки лески (под максимум). Для оптимально точной настройки потребуется груз массой порядка 70-80% от разрывной нагрузки лески. Устанавливать фрикцион на максимально допустимое значение крайне не рекомендуется!

Итак:

  • Снаряжаем спиннинг. Снасть должна быть приведена в полную боевую готовность и оснащена приманкой с крючком.
  • Затягиваем фрикцион и отпускаем на один щелчок. Этим мы уже дали минимальную, но недостаточную свободу механизму.
  • Цепляем крючок к лежащему на земле грузу. Лучше, если груз будет располагаться на расстоянии нескольких метров, но некоторые рыболовы просто выполняют подъем груза по вертикали.
  • Выполняем импровизированную подсечку и вываживание «трофея», постепенно ослабляя фрикцион. Груз должен оставаться на месте, сдвигать его на себя не нужно.
  • Как только фрикцион сработал на сброс лески (вы услышали трещотку), можно поставить себе мысленную «пятерку» и отправляться на рыбалку.

В таких условиях фрикцион настраивают редко: обычно сия процедура производится уже на рыбалке. Крючок просто цепляют за дерево, отходят на несколько метров и тянут удилище в сторону, под углом 45-90o с леской, либо осуществляют подмотку. Как только изгиб удилища достигнет близких к критическим значений, фрикцион потихоньку отпускают до трещотки.

Фрикционы на мультах, предназначенных для ловли в заброс, настраивают аналогичным образом. В качестве регулятора выступает крыльчатая звездочка. Многие рыболовы поступают проще: затягивают фрикцион до максимума, а затем отпускают его на пару щелчков. В случае необходимости можно всегда отпустить фрикцион в процессе вываживания, повернув звездочку на себя.

Сложные и мощные мультипликаторы для троллинга настраиваются несколько иначе, причем всегда на полностью свободной шпуле (отпущенном рычаге). Регулятор подкручивают, устанавливая оптимальные нагрузки как в рабочем (промежуточном) положении рычага, так и на максимально затянутом фрикционе.

Советы начинающим

А теперь, на закуску, несколько практических советов:

  • Выбирайте качественные катушки. Как ни регулируй фрикцион на дешевом китайском контрафакте, со своей ролью он полноценно не справится.
  • Ухаживайте за механизмом. Катушка должна храниться в сухом виде, с отпущенным фрикционом.
  • Не забывайте о возможности регулировки в процессе вываживания. Во время вываживания особо мощных трофеев лучше ослаблять и подтягивать фрикцион, выкачивая рыбу.

Удачи вам, уважаемые любители рыбной ловли! Надеемся, теперь вы научитесь использовать широчайшие возможности фрикциона и поймаете еще больше знатных трофеев.

Настройка ФРИКЦИОНА катушки. Как настроить фрикцион безинерционной катушки?

Смотрите также

Ловля троллингом

В наше время большое количество непуганной рыбы в водоеме – это редкость, а добыча трофейного …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *